Право владеть, или 15 вопросов государственному регистратору. — Недвижимость Бизнес Общество
Для лучшего опыта, пожалуйста, измените свой браузер на CHROME, FIREFOX, OPERA или Internet Explorer.
Право владеть, или 15 вопросов государственному регистратору.

Право владеть, или 15 вопросов государственному регистратору.

Испокон века существовала такая профессия, как юрист. А десятки ее разновидностей вызваны потребностями общества в тот или иной период его развития. Когда-то появился первый нотариус, судья, адвокат… Новое время рождает новые юридические специальности.


25 лет назад в России появилась новая профессия — государственный регистратор прав. 31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Сейчас это дата 25-летия с момента создания современной российской системы государственной регистрации прав на недвижимость. С тех пор без участия государственного регистратора не обходится ни одна сделка с недвижимостью.

Нынешний год для Росреестра юбилейный вдвойне – в декабре ведомству исполнится 15 лет. 25 декабря 2008 года Президент России подписал Указ №1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», и ведомство получило более привычное слуху название – Росреестр.

Росреестр – государственная структура, услуги которой являются, пожалуй, самыми востребованными у граждан. Купить, подарить, продать, разменять, приватизировать, арендовать недвижимость или взять ее в ипотеку – все это возможно законно осуществить только после обращения в Росреестр. Эта структура — финальный этап в обретении человеком статуса собственника объекта недвижимости.

В год 15-летия корреспондент издания «Недвижимость. Бизнес. Общество» задал 15 вопросов заместителю руководителя Управления Росреестра по Хабаровскому краю, государственному регистратору Елене СЕМЧЕНКО.

 

—  Елена Анатольевна, как всё начиналось?


Все начиналось с юстиции. 25 лет назад на всей территории Российской Федерации был введен единый порядок осуществления государственной регистрации прав и сформирован Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. А 15 мая 1998 года на территории Хабаровского края было создано краевое государственное учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним – попросту, юстиция, как его называли в народе.

С чистого листа предстояло решить важную государственную задачу – обеспечить организованный оборот недвижимости и гарантии защиты конституционного права собственности для граждан, бизнеса, инвесторов.

Работать было нелегко: объемы сразу оказались значительными, а людей не хватало. К тому же, ни о какой цифровой технике речи не шло – все документы заполнялись вручную. Условия были сложные. С годами в ходе многих преобразований и реформ, которые произошли в сфере недвижимости, менялись не только название и структура службы, но и расширялись полномочия.

— В декабре 2023 года Росреестр отмечает круглую дату — ведомству исполнится 15 лет. Что изменилось с появлением в крае Росреестра?


— Современная система оформления прав на недвижимость начала строиться с создания Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сокращенно Росреестра. Новое ведомство объединило две учетные системы – кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимость, что, конечно же, упростило процесс оформления прав. Благодаря совершенствованию законодательной базы сократились сроки оформления недвижимости, упростились процедуры, появился электронный документооборот.

-Как это отразилось на сроках оказания услуг в Хабаровском крае?


Например, 15 лет назад срок регистрации прав составлял 30 рабочих дней, а сегодня — не более 5 дней. И всего 1-3 дня уходит на регистрацию прав по документам, поступившим к нам в электронной форме.

— Сколько прав зарегистрировали за это время?


За 15 лет Управлением зарегистрировано 2 664 493 прав на недвижимое имущество. На сегодняшний день Управление осуществляет 2,43 услуги в минуту!

Важно, что снижен показатель по приостановлениям государственного кадастрового учета до 3,4 %, регистрации прав на недвижимое имущество – 1,21 %; государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество (по единой процедуре) – 4,32 %.

-Что входит в функции государственного регистратора?


В функции регистратора входит правовая экспертиза документов, представляемых на регистрацию, проверка законности сделки. Только после исключения всех сомнений принимается решение о регистрации прав и выдается выписка из ЕГРН.

— Как можно отменить решение регистратора?


-Решение, принятое государственным регистратором, может быть оспорено только в судебном порядке. «Jus dico! – Даю право!» — говорил древнеримский претор, тем самым разрешая возникающие правовые вопросы. В наше время право дает государственная регистрация – право владеть, пользоваться и распоряжаться своей недвижимостью.

Какими качествами должен обладать регистратор?


— В документах, с которыми работают регистраторы, подчас заключено все материальное богатство человека. Поэтому ответственность – одно из необходимых в нашей работе качеств. Регистратор принимает решение, строго следуя закону, поэтому обязан ориентироваться во всех тонкостях действующего законодательства.

— Сколько времени занимает государственная экспертиза?


По-разному. Например, по нотариальным сделкам – буквально 5-10 минут, а при реализации имущества при банкротстве – 20-30 минут. Более 30 минут занимает регистрация первого договора долевого участия.

Сколько дел регистрируется в один день?


Каждый рабочий день в среднем совершается около 1000 учетно-регистрационных действий (УРД). Столько пакетов документов поступает в наше Управление на регистрацию прав и кадастровый учёт. И на этом бескрайнем правовом поле трудится наш дружный коллектив, надежный, как сталь.

Сколько дел приходится на одного регистратора?


На одного регистратора в день в среднем приходится до 30 дел.  Современный регистратор должен знать и уметь ориентироваться в более чем ста различных законодательных актах. Это обязывает всегда быть собранным и внимательным.

Сколько всего регистраторов вашем Управлении?


Сегодня в штате нашего Управления значится 78 государственных регистраторов прав, 17 из них принимают решения о регистрации недвижимости уже более 15 лет.

Какой средний возраст профессионалов?


Государственные регистраторы — профессиональный костяк     Росреестра. В Хабаровском крае средний возраст регистраторов — 43 года. Молодым кадрам есть у кого учиться – старшие коллеги всегда готовы поделиться опытом.

Как вы считаете, быть регистратором – это престижно?


Быть государственным регистратором почётно и ответственно — от лица Российской Федерации присваивать статус собственника. Ошибаться нельзя, как саперу. На работу в службу устраивается немало перспективных молодых специалистов. Для тех из них, кто пришел в Росреестр всерьез и надолго, созданы все условия для реализации профессионального потенциала.

Как становятся государственными регистраторами?


Чтобы стать полноценным специалистом, необходимо в первую очередь иметь высшее образование и замещать должность в Росреестре не ниже специалиста-эксперта. Но самое главное – успешно сдать квалификационный экзамен, а это непросто.

Почему нужно зарегистрировать свое право на дом, квартиру или земельный участок?


Регистрация права на объект недвижимости является единственным доказательством его существования и условием введения такого объекта в гражданско-правовой оборот. Фактические владельцы недвижимого имущества не могут им распорядиться — продать, подарить или завещать.

Есть риски нарушения незарегистрированных прав на недвижимость при принятии органами власти решения о предоставлении земельного участка собственнику объекта капитального строительства, в рамках социальных программ, при изъятии земли для государственных нужд, судами при рассмотрении споров о правах на недвижимость, потому что ведомствами используется информация из ЕГРН.

К тому же требования к документам меняются, правоустанавливающие документы по ранее возникшим правам могут быть утеряны, обветшать, и тогда доказывать свои права придется в суде. У наследников могут возникнут трудности при вступлении в наследование. Чтобы недвижимость не стала предметом мошеннических действий, признана бесхозяйным имуществом и передана в собственность другому лицу; а владелец был привлечен к административной ответственности как нарушитель земельного законодательства правообладатель обязательно должен обратиться за регистрацией своих прав в Едином государственном реестре недвижимости. И сделать это надо как можно быстрее.

Поделиться этим

Архивы

Недвижимость Бизнес Общество №86 Скачать/Просмотреть

Сверху