На пресс-конференции в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю журналистам рассказали, как работает закон о государственной регистрации недвижимости
C 1998 г. в России действует особый порядок оформления прав на недвижимое имущество. Он был введен в действие федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который вступил в силу 31 января 1998 года. С этого времени права на недвижимость и некоторые виды сделок с ним подлежат обязательной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Однако за эти годы неоднократно менялись формы и подходы к совершению сделок с недвижимостью. Гражданам, которые приобрели квартиру 10 и более лет назад, сегодня не совсем понятно, почему иногда возникают проблемы, почему «всё не так…». И тем более многое непонятно тем, кто с этой стороной жизни сталкивается впервые. При оформлении прав, совершении сделок и на конечном этапе регистрации прав — в каждом конкретном случае имеются определенные тонкости.
Возникает резонный вопрос: следует ли беспокоиться и что-то предпринимать людям, чьи права на недвижимость оформлены раньше 1998 года? Могут ли права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу закона о регистрации недвижимости, устареть?
Давайте разбираться.
До принятия закона о государственной регистрации права на недвижимое имущество регистрировались различными органами.
Так, например, если жилой дом, земельный участок или другая недвижимость приобретены до 31 января 1998 года, то документы, подтверждающие права собственников, должны быть оформлены в соответствии с порядком, действовавшим в регионе на тот момент. Договоры регистрировали в БТИ или в местной администрации. Если объектом недвижимости являлся земельный участок, то документы регистрировали в местном земельном комитете и выдавали «розовое» свидетельство о праве собственности. Единого порядка регистрации не было — где-то было заведено регистрировать договоры в БТИ, где-то – в администрации.
До 31 января 1998 года договоры купли-продажи недвижимого имущества подлежали обязательному нотариальному удостоверению. Позже закон это требование отменил.
Сейчас установлен единый на всей территории России порядок: обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, которые оформлены после введения закона в действие.
В соответствии с законом, принципом государственной регистрации является принцип преемственности: права на недвижимость, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными. Что это означает?
Если вы приобрели квартиру, дом, землю или другое недвижимое имущество до 31 января 1998 года и оформили документы в соответствии с порядком, действовавшим на тот момент, то ваши документы действительны. Если необходимо было зарегистрировать договор в БТИ, договор должен быть там зарегистрирован. Если надо было оформить договор в земельном комитете, то он должен быть там и оформлен. Если договор подлежал нотариальному удостоверению, то обязательно должна быть соблюдена нотариальная форма.
А если у вас на руках обычная бумага, в соответствии с которой вы купили у кого-то нечто недвижимое? В такой ситуации, даже если вы назвали данную бумажку договором и скрепили ее своими подписями, но не совершили главного – не удостоверили в свое время договор у нотариуса или не зарегистрировали в БТИ (администрации или земельном комитете), – ваше право собственности весьма сомнительно. В таком случае право может быть признано только в суде.
Вопрос корреспондента газеты «Недвижимость. Бизнес. Общество»:
— Чем рискует тот, кто еще не зарегистрировал права, возникшие до 1998 года?
Елена Семченко: Государственная регистрация – ваше право, а не обязанность. Однако мы рекомендуем правообладателям недвижимости, чьи права на дома, земельные участки, дачи, квартиры были зарегистрированы в БТИ или земельном комитете, обновить свои документы. Регистрация – защита ваших прав. Дело в том, что такие права не содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), и у владельца может возникнуть множество неудобств.
Почему это важно?
1.Самое главное – ваше спокойствие и уверенность в завтрашнем дне
Бумажные документы, подтверждающие вашу собственность – вещь ненадежная. Если они потеряются, сгорят, потеряют свой вид от сырости, то восстановить их будет проблематично, а то и невозможно.
2. Защита от мошенников
Обновить документы и внести сведения в реестр недвижимости рекомендуется для исключения возможных мошеннических действий, ведь большинство махинаций с недвижимым имуществом происходит по поддельным «старым» документам.
Если правообладатель захочет обезопасить свою недвижимость, чтобы квартиру или земельный участок не продали помимо его воли, можно воспользоваться государственной услугой Росреестра – внесение отметки о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя. Эта услуга бесплатна, но возможна только при наличии актуальных сведений о недвижимости в ЕГРН.
3.Удобство в распоряжении
Если вы решите продать квартиру или земельный участок, найти покупателя будет проще. Вся необходимая информация об объекте и правах отобразится в выписке, которую обязательно пожелает иметь покупатель, чтобы убедиться в «чистоте» сделки.
Банки при предоставлении ипотеки проверяют сведения исключительно в ЕГРН. В случае отсутствия таких сведений в выдаче средств на покупку недвижимости будет оказано.
4.Получение льгот и компенсаций
Государственные органы и местные органы власти, предоставляющие социальную помощь, запрашивают сведения, имеющиеся именно в реестре недвижимости, поэтому наличие сведений в ЕГРН просто необходимо.
Следовательно, если у вас имеются права на объекты недвижимости, но сведения о них отсутствуют в ЕГРН, рекомендуем актуализировать сведения о ранее возникших правах во избежание появления возможных неблагоприятных последствий, тем более что государственная пошлина за это отменена!
Подать заявление и документы заявитель может любым удобным способом: в электронном виде на портале Росреестра или в любом офисе МФЦ.